1860, Литва Вильнюс
Вильнюсский уезд
Одна из первых фотографий города Вильна / Вильнюс. Понарский тоннель - один из двух первых железнодорожных тоннелей Российской империи. Был проложен на перегоне Вильна — Ландварово под одним из холмов на территории пригорода Вильна — Понар. Высота тоннеля составляет 6,4 м, ширина — 8 м, длина — 427 м. Строительство тоннеля было начато 15 (27) января 1859 года по указанию императора Александра II как часть Петербурго-Варшавской железной дороги. Примерно в то же время (9 (21) мая 1859 г.) началось строительство Ковенского железнодорожного тоннеля (лит. Kauno gele?inkelio tunelis). Из Отчета Главного Общества Российских железных дорог за 1859 г. СПб. 1860 г. Стр. 32, 36.:
«Работы по устройству Понарского туннеля начаты 15 Января 1859 г. При самом приступе к оным встретились важные затруднения, по свойству грунта, состоящего из сыпучаго песку. Основная штольня могла быть проложена только при особенных мерах осторожности: необходимо было укрывать рабочих за деревянным щитом и одевать стенки блиндажем, даже проконопаченным, дабы воспрепятствовать просачиванию песку, осыпавшагося сквозь самыя узкие пазы. 25 Ноября 1859 г. штольня окончена на всей длине 200-саженнаго туннеля. Затем приступлено к разработке штольни в ширину и к устройству свода. До проложения основной штольни, частию же во время устройства ея, открыты были две боковые штольни для возведения стенок, которые и устроены на протяжении 160 сажен. ...Свойство грунта, в котором проходит Понарский туннель, потребовало дать своду толщину вместо полутора кирпича до трех, с соответственным утолщением стенок.» Проектирование тоннеля и руководство строительными работами выполнялось немецкими и французскими инженерами. Рабочие были набраны в основном из окрестностей Вильны. Строительство велось с обеих оконечностей. Постройка тоннеля была завершена спустя два года, в 1861 году. После открытия Понарский железнодорожный тоннель (а также открытый примерно в то же время Ковенский железнодорожный тоннель) стал не только первым действующим железнодорожным тоннелем в Российской империи, но также одним из первых в Европе. Но в конце Великой Отечественной войны, во время отступления немецких войск, тоннель, наряду с другими объектами местной инфраструктуры, был взорван. Тоннель продолжал использоваться до начала 1960-х годов, когда была построена линия в обход холма.
Автор:Абдон Корзун (Abdon Korzon)
Источник:LMAVB
Адрес точки съемки:Zuiki? gatv? 9
Направление съемки:запад
|