В «Истории адыгейского народа» известный в Кабарде просветитель 1-й половины ХIХ века Шора Ногмов писал, что этот источник адыги называли «санох» - светлый, священный, или «санох-фадде» - священный колодец. К колодцу светлой воды собирались в древности витязи на священный ритуал нартсанопития. В этот день запрещалось убивать.
В документах о кисловодском нарзане впервые упоминает лейб-медик Петра I Готлиб Шобер, посланный царём искать целебные воды на Кавказ. Обнаружив и описав «Брагунские теплицы» у старой русской крепости Терки, Шобер в донесении Петру I писал, что в 2-3 лнях пути оттуда есть «изрядной кислой источник». Сам Г. Шобер не смог доехать до кислого родника из-за малочисленности конвоя.
В изучении нарзана немалую роль сыграли наблюдения путешественника Якова Рейнегса (1784): он замерил температуру источника, а о своих ощущениях писал: «От двух стаканов этой воды происходит опьянение, за которым следует глубокий сон».
Автолитография Вебеля, ок. 1834 г.
|