Земская школа.
Во время прогулки наш взгляд неизменно ищет объект с изрядной архитектурной строгостью или декоративным изыском. В Алексеевке предостаточно строений, которые бросаются в глаза. Вот и здание под номером 8 на улице Л. Толстого (бывшей Борисовке) привлекает внимание главным фасадом, характерным для начала XX столетия. В то стародавнее время новое кирпичное строение выделялось на фоне крытых соломой мазанок. Двухэтажное здание декорировано рустованным фасадом с асимметричным входом. Пилястры (вертикальные выступы) поддерживают карниз. Перемычки окон первого этажа выполнены в виде рустованного закладного камня.
В отчёте «О состоянии народных училищ по Бирюченскому уезду за 1911 год», направленном инспектором В. Полевским в дирекцию народных училищ Воронежской губернии, сказано: «В отчётном году закончена постройкой Алексеевская женская школа стоимостью 15000 руб.». Речь идёт о здании, на которое мы обратили свои взоры. Можно не сомневаться, что занятия начались в 1912 году. Об этом свидетельствуют и старожилы.
Учебное заведение называли земской школой, а официально оно именовалось одноклассным женским народным училищем. Понятие «одноклассное» имело иной, нежели сегодня, смысл. Юные наследники зажиточных алексеевцев обучались в нём три года и получали начальное образование. Преподавали в школе дочери купцов и священник. Первой заведующей была Мария Михайловна Пахомова. Девочки учили русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.
Архивные документы напоминают также, что при земской школе находился участок для сада и огорода в 180 квадратных саженей. Это не так много, если сравнить с участками Алексеевского двухклассного училища (500 квадратных саженей) и Алексеевского первого училища (527 квадратных саженей). На занятия приходили более 250 школьниц от 8 до 10 лет и старше. Библиотека насчитывала 215 книг.
После гражданской войны число учащихся значительно выросло, на занятия приходили без ограничений: и мальчики и девочки. Учебное заведение именовалось как единая трудовая школа первой ступени. По сегодняшнему раскладу — начальная школа. Учёба и воспитание шли в ногу с революционным нигилизмом (отрицанием прежних порядков). Домашние задания и экзамены отменялись. Органом управления являлся школьный совет, в состав которого входили учителя, представители населения, учащихся старших групп и отдела народного образования. С трудом можно представить, как оценивались уроки наставников и знания воспитанников. Правда, привлекательность школы создавалась за счёт обязательных горячих завтраков, что имело решающее значение в то голодное время.
В 1930 году школа преобразована в образцовую начальную. Обучались в ней пять лет. Здравый смысл уже вернулся в образовательную колею, и педагоги стали центральной фигурой в преподавании и оценке знаний учащихся. В классах появилось электрическое освещение, оборудован кинокабинет. Педагоги проводили с родителями консультации по воспитанию и обучению детей. Заведующим назначили Т. В. Чубинского.
Через девять лет школа стала семилетней. Кресло директора занял И. А. Предыбайло. В годы Великой Отечественной войны он погиб на фронте, не вернулись домой учителя Ю. Т. Беловолов, П. М. Федотов.
При оккупации здание пострадало. В его восстановлении вместе с педагогами охотно участвовали родители и учащиеся. Занятия начались в 1944 году. Учебный процесс возглавила директор Мария Васильевна Звонарёва, на плечи которой легла забота прививать знания подросткам в скупое на еду и одежду время. А тут ещё не хватало учебников, тетрадей и пособий по всем предметам. На руководящем посту в 1946 году её сменила Инна Константиновна Жилина.
В 1954 году школа получила статус средней. Бразды
правления учебным заведением перешли к Михаилу Ивановичу Гуржиёву. Повинуясь своему учительскому профилю и призванию, он принялся хлопотать о формировании типового физического кабинета. В Воронеж и Харьков пошли заказы. Оттуда поступили необходимые приборы и стенды, что позволило собрать распределительный щит, демонстрационный и лабораторный столы, смонтировать электропроводку, подключить электрозвонки. Словом, на то время более «продвинутого» кабинета не было в городе и районе.
В 1960-е-1970-е годы школа расширила свои учебно-воспитательные возможности за счёт двух пристроек на 15 классных комнат, а также актового, спортивного залов и столовой на 180 мест. Внимательный взгляд по мастерству кирпичной кладки всё же определит границы «материнского» строения. Строительные заботы легли на плечи директора Петра Матвеевича Осадчего.
Патриотическое движение в школе особенно всколыхнулось в 1980-е годы. За каждым классом были закреплены улицы, прилегающие к микрорайону. Там дети выявляли ветеранов войны и вдов погибших фронтовиков и всячески помогали им: вскапывали огороды, ходили в магазины за продуктами, заносили в дома уголь и дрова, выполняли другие просьбы. Заодно записывали их воспоминания. Где они теперь, эти записи? Цены бы им не было...
В расхристанные 1990-е годы школа сохранила своё лицо. Были налажены взаимополезные связи с Воронежской технологической академией. Десять лет за счёт углублённых уроков по профильным дисциплинам более 400 выпускников имели возможность с преимущественным правом поступить в этот вуз, а потом получить работу по специальности. Идею сотрудничества ревностно отстаивал директор Василий Васильевич Коля дин.
С 1956 года аттестаты о среднем образовании в школе получили почти 3 тыс. юношей и девушек. Сегодня здесь дают знания 47 педагогов, два из них имеют звания заслуженного учителя Российской Федерации. Ежедневно за парты садится 621 ученик.
А. КРЯЖЕНКОВ.
|