Поблизости от железнодорожного вокзала, немного восточнее привокзальной площади, находится примечательное здание дачи с причудливыми башенками.
В самом начале XX века пятигорский купец Михаил Иванович Ушаков, имевший в Пятигорске дом на Театральной улице, приобрел новый участок за железной дорогой, южнее дачного участка Богдана Захарчика. К концу 1902 года он выстроил на углу улиц Георгиевской (ныне — Шаляпина) и Захарчика (позднее — Шереметевской; ныне - им. Семашко) дачу по проекту архитектора Э. Б. Ходжаева. Участок и новую дачу предусмотрительный купец записал на имя своей супруги Пелагеи Степановны Ушаковой, попечительницы реальных училищ Пятигорска, а сам числился всего лишь «её доверенное лицо».
В конце 1902 года архитектор Э. Б. Ходжаев составил для Ушаковых второй проект - надворный двухэтажный флигель, предназначенный исключительно для сдачи в наем приезжим посетителям. Получив в январе 1903 года разрешение от Строительного отделения Терского областного управления, купец М. И. Ушаков быстро возвел указанный доходный флигель в северной части своего участка.
Двухэтажное кирпичное здание на каменном цоколе с подвалом было построено в эклектическом стиле классического направления. Сооружение имеет симметричный западный фасад, фланкированный узкими пилонами с железными решетками наверху, а также дополнительный объем с северной стороны. В центре фасада помещен ризалит с дверью и высоким арочным окном, увенчанный аттиком, башенками и шпилем. Окна первого этажа имеют прямоугольные проемы, а второго этажа - с лучковой аркой. Все окна с замковыми камнями, фасады украшены рустовкой. Наблюдается сходство некоторых декоративных элементов флигеля и главной дачи.
Летом 1911 года молодой композитор С. С. Прокофьев снимал жилье у Ушаковых. В 1914 году, в начале Первой мировой войны, ушаковская усадьба со строениями была продана казачьему генералу Георгию Назаровичу Абрезову, занимавшему тогда пост помощника городского главы Владикавказа. Ранее командир Кизляро-Гребенского казачьего полка имени генерала Ермолова полковник Г. Н. Абрезов, крупный землевладелец в Моздоке, был атаманом пятигорского отдела до 1908 года, а затем — моздокского отдела.
Эта усадьба связана с именем великого русского певца, «царь-баса» Федора Ивановича Шаляпина, который жил здесь в 1917 году. Первый раз он приехал в Кисловодск 15 июня 1899 года и выступил в Курзале. Последующие гастроли певца состоялись летом 1902 и 1904 годов. Спустя 10 лет Шаляпин приехал на КМВ лечиться и с 7 августа 1915 года жил в Кисловодском пансионе С. Н. Ганешина. Курортный Кисловодск очаровал Ф. И. Шаляпина. Он даже выразил желание построить здесь собственную дачу и в 1916 году купил пустой участок земли между улицами Хлудовской (ныне — Чкалова) и Аликоновской (ныне — Розы Люксембург); однако возвести дачу не успел. Последний раз Ф. И. Шаляпин посетил Кисловодск в 1917 году. Он пробыл на курорте с 23 июля по 8 сентября этого года. С 23 июля по 21 сентября 1917 года Шаляпин с женой Марией Валентиновной Петцольд и двумя дочерями — семилетней Марфой и пятилетней Мариной снимал жилье у генерала Г. Н. Абрезова. Потом он с супругой уехал в революционный Петроград, а дочери с гувернантками прожили здесь еще 8 месяцев.
В советское время в помещениях бывшей усадьбы Абрезова находились жилые квартиры, общежитие, столярная мастерская. С августа 1942 года здесь располагался штаб немецкого батальона «Бергман», которым командовал генерал Оберлендер. После войны в здании помещались рабочая столовая санатория им. Семашко, бухгалтерия, склад белья и стройматериалов. В 1982 году по инициативе местной организации ВООПИК городские власти приняли решение о восстановлении исторической дачи для создания музея Ф. И. Шаляпина. В 1986-1989 годах была произведена реставрация здания под литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина», который в 1988 году получил статус историко-культурного музея. В январе 1998 года он стал называться литературно-музыкальным музеем «Дача Шаляпина». В 2005 году началась реставрация жилого флигеля (арх. Шмурыгин).
С. В. Боглачёв и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
Открытое письмо.
|